Главбух - Портал информационной поддержки бухгалтеров

Списание материалов: порядок, особенности

20 сентября 2019
299
Средний балл: 0 из 5
Списание материалов: порядок, особенности

Каждое предприятие проводит списание материалов. Закон устанавливает порядок списания материалов и составления учетных документов.

Как проводят учет и списание материалов

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) необходимо списывать и отражать в налоговой документации на любом предприятии. Списание материалов проводят согласно законодательству. При этом обязательно необходим учет материалов в «1С» или аналогичной системе бухучета.

Списывая и учитывая ТМЗ или ТМЦ (товарно-материальные ценности), берут в расчет такие нюансы, как:

  • сроки, в течение которых материалы были приобретены;

  • материальную ответственность за их получение и списание;

  • необходимость отражения в том или ином налоговом регистре.




Подробная инструкция по списанию ТМЦ базируется на состоянии законодательства в этой области, учитывает специфику работы предприятия.

Каково основание для списания материалов

О том, как в общем случае проводить учет и списание материалов, подробно написано в приказе Министра финансов РК от 31 марта 2015 г. № 241. Утверждены формы первичных документов, которые составляют, перемещая активы между подразделениями. Договор о материальной ответственности предполагает, что есть лица, ответственные за каждый склад, за сохранность и учет ТМЗ.

Предполагается следующий порядок списания материалов со склада:

  • материально ответственное лицо отпускает активы и ставит подпись;

  • сведения фиксируются в карточке учета запасов.


Утилизация списанных ТМЗ, не пригодных к дальнейшей эксплуатации

Списание материалов: порядок, особенности
Айнур Абдульдинова Эксперт ЭС «ACTUALIS: Главбух», член Палаты налоговых консультантов РК, налоговый консультант ТОО «FMC», г. Алматы

Если ТМЗ перемещаются на другой склад, то материально ответственное лицо другого подразделения их принимает и также расписывается в этом. После этого форму передачи активов передают в бухгалтерию. Порядок того, как списываются материалы, предприятие вправе регламентировать самостоятельно, однако внутренние документы не должны противоречить единому государственному законодательству.

Общая инструкция по списанию ТМЦ – госимущества

Составляя документы на списание государственного имущества, опираются на соответствующий закон, а точнее, на его 87-ю статью. Берут в расчет и правила, установленные ПП РК от 1 июня 2011 г. № 615.

Предусмотрен определенный порядок действий, которые нужно выполнить, прежде чем составлять акт списания, образец в Казахстане также утвержден законодательно. Перед этим необходимо:

  • создать профильную комиссию и включить в нее главного инженера или замруководителя, главного бухгалтера или его заместителя, а также сотрудника, материально ответственного за сохранность ТМЗ;

  • подать письменный запрос, который создаст основание для списания материалов;

  • провести заседание комиссии, установить непригодность ТМЗ и зафиксировать в протоколе принятое решение – если необходимо, привлекают экспертов.

Уже на основании решения и протокола составляют акты на списание, а их реализацию согласовывают с уполномоченными исполнительными органами.

Вебинар: Товарно-материальные запасы: учет, методы оценки, списание, отражение в финансовой отчетности, ошибки при ведении учета

Списание материалов: порядок, особенности
Гульнар Калиакпарова Эксперт ЭС «ACTUALIS: Главбух»,
доцент кафедры «Экономика и бизнес» академии «Кайнар» ,
доктор PhD, г. Алматы

Какие документы на списание необходимо представить

Предприятие должно, в соответствии с требованиями закона, вести ведомость списания материалов. Когда речь идет о списании госимущества, то в уполномоченный орган направляют:

  • протокол решения;

  • по три экземпляра составленных актов;

  • если необходимо – копию документа, который подтверждает утрату имущества в результате аварии или бедствия.

Решение согласовывают в 10-дневный срок. Если решение положительное, то один экземпляр акта уполномоченный орган оставляет у себя, два – возвращает с подписью и печатью. Из этих двух один идет материально ответственному лицу, другой – в бухгалтерию.


«Actualis: Главбух»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Главбух»



Электронная система «Actualis: Главбух» помогает в законодательно утвержденном порядке проводить списание материалов, проводки благодаря ценному цифровому контенту не будут содержать ошибок и неточностей. Приобрести контент можно уже сейчас.

Также в нашей электронной системе "Actualis: Главбух" можете прочитать интересный материал по теме: Составление отчета по перемещению и списанию ТМЦ

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться

Дорогой коллега,                
заберите Ваш подарок!          

Доступ к справочной системе     
«ACTUALIS: Главбух»!