Что такое ЭЦП и как её получить, зачем нужна ЭЦП, что значит ЭЦП для ИП, для чего нужен ЭЦП ключ, как получить ЭЦП нерезиденту РК онлайн (лицу юридическому и физическому) – эти и другие вопросы сохраняют актуальность для казахстанских предпринимателей.
Электронно-цифровая подпись (аббревиатура ЭЦП) применяется в Казахстане для работы с разными видами документов. Область применения ЭЦП довольно обширна.
Что такое ЭЦП РК или ЭЦП ключ – это подпись, но только электронно-цифровая. ЭЦП ключ представляет собой цифровые символы, которые созданы по определенному алгоритму и подтверждают достоверность, неизменность, подлинность электронного документа.
Зачем нужен ЭЦП ключ? Ключ ЭЦП используется наравне с собственноручной подписью и обладает той же юридической силой. То есть электронно-цифровой подписью вы можете подписывать электронные документы, собственно для этого и нужен ЭЦП ключ.
С помощью ЭЦП можно получать услуги. Ключ ЭЦП является подтверждением на получение услуг и согласием с содержанием документов.
Электронная подпись используется как реквизит под документом, только под электронным, а не бумажным, и имеет ту же юридическую силу, что и собственноручная.
Подпись является реквизитом, а ее основа состоит из двух частей:
закрытый ключ – доступен только владельцу, с его помощью создают саму подпись;
открытый ключ – доступен любому лицу, подтверждает подлинность.
Для этой цели используют средства криптографической защиты, которые в дальнейшем и подтверждают, что документ не искажали и не подделывали.
Получить ЭЦП РК можно как в ЦОНе, так и онлайн на портале egov.kz. Чтобы перевыпустить ключ до истечения срока действия, необходимо наличие документа, удостоверяющего личность; мобильный телефон для получения SMS-сообщений; установленное программное обеспечение NCALayer.
Правила создания, использования и хранения закрытых ключей электронной цифровой подписи в удостоверяющем центре регулируются Законом Республики Казахстан от 07.01.2003 года № 370-II и приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 405/НҚ.
Чтобы применять ЭЦП в Казахстане, специальные знания не нужны. Хранить закрытый ключ можно на любом носителе, желательно с применением пароля, и не передавать его третьим лицам. Исходя из того, для чего нужна ЭЦП, пользователь выбирает подходящий способ хранения закрытого ключа.
Удостоверяющий центр хранит дубликат открытого ключа. Это позволяет подтверждать подлинность при запросе. Для чего нужна электронно-цифровая подпись, определяется спецификой работы пользователя.
Гость, читайте популярные статьи месяца на портале "Главбух"
Это только основной список случаев, зачем нужна ЭЦП — есть и множество других ситуаций.
Подделать электронный ключ в РК или в другой стране невозможно: современный уровень технологий не обеспечит такое количество вычислений. Поэтому любому пользователю важно знать всё об ЭЦП: для чего нужна, как регистрируется и так далее.
Гость, уже успели прочесть новые статьи справочной системы «Actualis: Главбух»?
Электронная подпись в Казахстане представляет собой цифровой файл, не требующий специального носителя. Она выдается исключительно государственным органом – Национальным агентством цифровой идентификации и киберзащите (НАЦИК) при Правительстве Республики Казахстан для граждан и известна также как сертификат Национального удостоверяющего центра РК (НУЦ РК). Эта электронная подпись подходит для использования на всех электронных платформах в стране и не имеет аналогов в других системах.
Электронные ключи заказываются для различных целей и для разных категорий лиц. ЭЦП и ИИН необходимы для:
получения государственных услуг и различных разрешительных документов, справок;
открытия банковского счета в Казахстане и управления им;
осуществления платежей и перевода денег;
оформления наследства;
вывода и получения пенсии и других социальных выплат;
покупки или продажи недвижимости, транспортных средств;
получения информации о медицинском страховании;
открытия собственного бизнеса;
осуществления внешнеэкономической деятельности;
назначения руководителем компании, действующей на территории РК;
трудоустройства в Казахстане;
создания семьи и регистрации актов гражданского состояния, таких как бракосочетание.
Гость, читайте популярные статьи месяца из журнала "Главбух - практик"
нотариально заверенная доверенность на представителя услугополучателя, с указанием полномочий представлять документы на выдачу регистрационного свидетельства НУЦ РК и расписываться в соответствующих документах для исполнения поручения, определенного доверенностью – при представлении интересов услугополучателя.
иностранец, лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории другого государства, с предъявлением документов также представляют нотариально засвидетельствованный перевод их текста на казахском или русском языках (за исключением случаев предоставления документов на русском языке). Верность перевода текста документов иностранца, лица без гражданства, может быть засвидетельствована в дипломатическом представительстве или консульском учреждении, либо во внешнеполитическом ведомстве государства, гражданином которого является иностранец, или государства постоянного проживания лица без гражданства.
Для того, чтобы получить ЭЦП нерезиденту юридическому лицу необходимо предоставить следующие документы в ГК «Правительство для граждан» (ЦОН):
заявление, сформированное после подачи заявки, содержащее уникальный номер и подпись заявителя;
доверенность на представителя услугополучателя, на предоставление документов на выдачу или отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан. В случае отсутствия печати организации, доверенность на представителя услугополучателя заверяется нотариально, с указанием полномочий представлять документы на выдачу регистрационных свидетельств НУЦ РК и расписываться в соответствующих документах для исполнения поручения, определенного доверенностью.
Для получения регистрационных свидетельств на первого руководителя филиала или представительства юридического лица-нерезидента предоставляется доверенность от уполномоченного органа юридического лица с указанием полномочий представлять интересы филиала или представительства юридического лица-нерезидента (для сверки).
Иностранец, лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории другого государства, с предъявлением документов также представляют нотариально засвидетельствованный перевод их текста на казахском или русском языках (за исключением случаев предоставления документов на русском языке). Верность перевода текста документов иностранца, лица без гражданства, может быть засвидетельствована в дипломатическом представительстве или консульском учреждении, либо во внешнеполитическом ведомстве государства, гражданином которого является иностранец, или государства постоянного проживания лица без гражданства.
ЭЦП для юридического лица, не являющегося резидентом, может назначаться не только первый руководитель или лицо, исполняющее его обязанности, но и другие сотрудники организации. Однако для этого необходимо соблюдать температурные процедурные моменты. После подачи заявки на выдачу регистрационных свидетельств, которая осуществляется в электронной форме на официальном сайте www.pki.gov.kz , первый руководитель или исполняющее его обязанности лицо должно подать данную заявку через личный кабинет на указанном выше веб-ресурсе с использованием собственного электронного устройства.
Для того, чтобы получить ЭЦП нерезиденту, необходимо изначально получить ему ИИН.
Из-за юридических и технических ограничений онлайн получение электронной подписи доступно только гражданам и компаниям Республики Казахстан. Не резидентам или их представителям необходимо лично посетить уполномоченный орган для получения ЭЦП.
Физические лица – нерезиденты могут получить ЭЦП по принципу «одного окна». Для этого иностранному гражданину требуется иметь при себе паспорт, электронную копию паспорта в формате PDF, электронную копию нотариально заверенного перевода ФИО на кириллицу, а также, при необходимости, на латиницу, также в формате PDF, и USB-накопитель для сохранения ключей ЭЦП.
Юридические лица – нерезиденты могут получить ЭЦП также в загранучреждениях Республики Казахстан. Для этого они должны предварительно зарегистрироваться на сайте КГД МФ и получить БИН онлайн.
Эта услуга предоставляется бесплатно и оказывается в течение двух рабочих дней.
Вопросов о том, как пользоваться ЭЦП в Казахстане, становится гораздо меньше благодаря электронной системе Actualis: Главбух. Приобретя ее, пользователь значительно упрощает все связанные с электронным ключом процедуры. В электронной системе «Actualis: Главбух» вы можете прочитать еще больше материалов по теме что такое электронный ключ?
Как передать подпись электронных документов другому лицу